Камышлов и уральский Марс
Храмы-руины, действующие храмы, колокольни, мосты, скалы Камышлова и окрестностей.
В этот раз АРХликбез и команда из 22-х путешественников отправилась на Сибирский тракт – ту самую государеву дорогу, которая объединяет Московию и Сибирь уже более 200 лет.
Действующие храмы и руины, светские постройки, советские санатории и подвесные мосты, реки, скалы и масштабные заброшенные карьеры. 400 км, 7 населенных пунктов с остановками, 22 человека и два пробитых колеса – отличный день, вы не находите?
Итак, первый чек-поинт. Сретенская церковь в селе Никольском, что вблизи Камышлова. Руины, открытые всем ветрам и непогодам, прекрасно сохранили росписи в интерьере. Сегодняшние хозяева когда-то представительного храма – лошади и овцы, а еще в начале XX в. храм был главным украшением села.
У Никольского занятная история: деревня, образованная как экономия (заимка) Далматовского монастыря, называлась Пышминско-Экономическая, соединив в названии географический маркер и свою функцию. В XIX веке Далматовский монастырь передал свою экономию монастырю Верхотурскому – Николаевскому, тогда название и переменилось на Никольское. Но заимкой верхотурского монастыря село тоже было не больше столетия – Николаевский мужской монастырь передал Никольское женскому Новотихвинскому (Екатеринбург), в ведении которого село и оставалось до событий начала XX века.
Статус монастырской вотчины требовал достойного храма. И в 1836 г. была заложена каменная трехпрестольная церковь, главный престол которой, Сретения Господня, был освящен в 1842 г.
Информации об архитекторе храма мне найти не удалось, но стилистический анализ позволяет соотнести архитектуру храма с типовыми проектами И. Шарлеманя, адаптированными к региону Михаилом Малаховым.
Из Никольского наши экипажи направились в село Галкинское, которое также находится совсем недалеко от Камышлова.
История села затерялась в событиях двух последних столетий, единственное что известно – что первыми жителями были товарищи Галкины. История храма благодаря Епархиальным ведомостям известна лучше.
На месте нынешней церкви Боголюбской иконы Божьей матери еще в 1800 г. была заложена другая каменная церковь, двухэтажная и двухпрестольная. С 1803 г. храм действовал, но не был достроен второй этаж. Очень скоро из-за слабых грунтов храм начал разрушаться. Здание запечатали, службы проводить перестали, а в 1842 г. была заложена и уже в 1844 достроена церковь, которую мы увидели во время нашего трипа.
Храм номинально законсервирован (мы туда попали через заросли крапивы и окно), но активных действий по восстановлению не ведется. Сохранность неплохая, очень хорошо просматривается кирпичная кладка и серьезные металлические стяжки.
А если говорить о стилистике – Боголюбская церковь может называться памятником эклектики, так как в ее облике совершенно четко просматриваются и классицизм (колокольня, портики, колонны), и обращение к русскому стилю (главы и барабаны куполов).
Из Галкинского мы направляемся в славный город Камышлов.
Купеческая столица Урала приветлива и разнообразна: железнодорожный вокзал 1885 г. постройки, храм Михаила Черниговского (в общем-то не храм, а педагогический колледж) со своими легендами, десятки кирпичных светских зданий, память о броненосце «Потемкин», брутальная тюрьма как память о промежуточном пункте на Великой Государевой дороге, прекрасной сохранности Покровская церковь..
Ну, вы поняли, что для прогулки по Камышлову может не хватить и дня.
В рамках светского трипа чек-поинтов не так уж много, расскажу о них чуть подробнее.
Железнодорожный вокзал, построенный для обслуживания пассажирского потока на Транссибирской магистрали, прекрасно сохранился. Сотрудники современного монополиста следят за его состоянием, и камышловский вокзал – пример хорошей сохранности дореволюционного здания. Автора проекта мы не знаем, скорее всего, при строительстве был использован стандартный чертеж из специальных каталогов. В десятилетия активного железнодорожного освоения территории империи проще было строить вокзалы по шаблону, так что наверняка копии этого здания до сих пор украшают малые города и полустанки России.
Архитектурный стиль – популярная в те годы при строительстве светских зданий эклектика, и арочный декор по фасаду напомнит даже не-специалистам о романской архитектуре.
Кстати, а вы знаете, как произошло слово «вокзал»?
Первоначально «фоксал» — от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — названия парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города), принадлежавшего в XVIII веке Джейн Вокс (Jane Vaux)
От вокзала мы едем к еще одному дореволюционному зданию – дому Александра Григорьевича Фалалеева, местного архитектора, который кроме строительства храмов занимался еще и иконостасами. Интересно, что специального образования у Александра Григорьевича не было, тем не менее он был талантливым самоучкой. Дом он построил сам, в 1909 г., используя архитектурный атлас. А чуть позже передал дом иконописной мастерской. Сейчас в здании находится редакция местной газеты.
Подобных узорочных зданий (это модный кирпичный стиль) в Камышлове много, но дом Фалалеева радует и сохранностью, и вполне современным функционалом.
Следующий чек-поинт нашего трипа – педагогический колледж, вернее та его часть, которая до Революции была храмом Михаила Черниговского.
О храме напоминают главы, которые украшают здание колледжа. Сохранность – великолепная! Ухоженность и чистота – вот основные характеристики этого объекта. В основном помещении бывшей церкви сейчас находится актовый зал. И должна вам сказать – такой шикарный актовый зал еще надо поискать! Сотрудники колледжа очень трогательно берегут наследие XIX века, и за это им огромное спасибо!
У самого храма тоже любопытная история. Построенный при детском приюте, и освященный в 1894 г., строился он на средства Михаила Федоровича Рожнова. Купец он был богатейший, в отсутствии наследников в последние годы жизни он много занимался благотворительностью, и за свои заслуги был похоронен в Новотихвинском монастыре в Екатеринбурге.
А храм он построил, по легенде, в память усопшей супруги, которая скончалась от туберкулеза по пути на каторгу в Сибирь, куда была сослана по подозрению в убийстве любовницы Михаила Федоровича. Убийцей она не была – интригу организовала мать «подружки», которая хотела скрыть самоубийство дочери и наказать семью Рожнова (который отказывался разводиться с женой).
Любовный треугольник, ложь и трагедия стали основой местной городской легенды…
От бывшего храма со сложной историей мы переезжаем к жемчужине Камышлова – Покровской церкви. Ее удивительная архитектура и потрясающая сохранность росписей радуют не только прихожан, но и нас, вполне светских путешественников.
Подъем на колокольню – отдельное удовольствие, которое наверняка запомнили участники трипа.
Итак, Покровская церковь. С момента закладки в 1821 г. получила Соборный статус, по плану должна была стать шестипрестольной (это ужасно много!) – то есть с шестью посвящениями, по 3 на каждом из 2-х этажей. Но не случилось – так как в 1833 г. потолок обрушился, и в 1858 г. собор начали перестраивать в четырехпрестольный, каким и остается до нашего времени.
Нижний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был вновь освящён в 1877 г., правый нижний придел во имя святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста был освящен в 1856 г. Левый нижний придел во имя великомученицы Екатерины — 1857 г., верхний храм во имя святого Тихона, епископа Амафунтского – освящен в 1870 г. В 1890 году была полностью перестроена колокольня.
Архитектора этого храма мы не знаем, как не знаем и аналогов с подобной архитектурой.
Видимо, очень затянутое строительство и оформления подарило Камышлову в этой церкви удивительную смесь всех архитектурных стилей, популярных на протяжении XIX века. Барокко, классицизм, русский, византийский стили, готика — создали совершенно нестандартный, и при этом очень гармоничный облик.
После похода на колокольню пришло время пит-стопа. В этот раз нас встретил гостеприимный санаторий Обуховский. Добротный обед, атмосфера советского санатория с современными корпусами и развлечениями, жара под 30 и часовая пауза…
После обеда программа продолжается, и нас ждут – руины сельского храма, восстановленный храм, еще один санаторий и полет на Марс!
Вознесенская церковь в с. Филатовское.
Заложена в 1859 г., освящена в 1869 – именно с этого года деревня Филатова стала именоваться в реестрах селом Филатовским. История населенного пункта давняя: еще в 1674 г. на его месте известна Калиновская слобода, а в 1719 г. слободу «назначили быть» деревней Филатова.
Архивы сохранили данные об уникальном для Урала явлении: Филатовское и деревня Фомина (находится примерно в 130 км от Филатовского) во второй половине XIX в. были центрами скопчества. Любопытные найдут информацию об этом движении в интернете. Для Урала, с его количеством православных и староверов-раскольников, скопцы были чудовищным недоразумением. Буквально за 20 лет в Сибирь из этого района за пропаганду скопчества было выслано порядка 60 человек.
Вернемся же к храму. В настоящее время заявлено, что он будет восстанавливаться: на фасаде висит баннер с объявлением о сборе средств. К сожалению, реальных работ пока не видно. Исторических фотографий с обликом храма мне найти не удалось, остов же представляет собой коробку и колокольню в классическом стиле с декором фасадов в «русском стиле». Росписей в храме не сохранилось, а остатки синей штукатурки с виньетками позволяют предположить, что их и не было. Возможно, по недостатку средств прихожане не смогли пригласить артель художников, поэтому обошлись минимумом.
Храм большой и печальный, и гораздо более позитивной было прогулка по подвесному мосту, ведущему на другой берег Пышмы. Сейчас на той стороне нет никаких строений, на полях не видно сельхозработ, но эстетика моста в никуда совершенно чудесная!
Из Филатовского наши экипажи двигаются в село Новопышминское.
Храм Михаила Архангела, заложенный в 1796 г., удивительный пример постройки в уже устаревшем к тому времени стиле «петровского барокко».
Искусствоведы находят прямое сходство архитектуры новопышминского храма с Богоявленским собором в Екатеринбурге (уничтожен в 1930, находился на нынешней площади 1905 года). Здание храма в отличной сохранности (с точки зрения конструктива), внутри сейчас ужас и бардак, так как в настоящее время идет процесс передачи объекта от предприятия, на территории которого храм находится, к Епархии. Прихожане соседнего храма только начали приводить помещения в порядок, и работы там очень надолго.
Попасть внутрь сложно, но для АРХликбеза нет препятствий, и благодаря и предприятию, и одобрению Епархии наша группа смогла там побывать.
Храм очень большой для такого села, но загадки тут никакой нет. Даже вполне благополучное сегодняшнее Новопышминское – это только остатки богатого села XIX века. История населенного пункта началась еще в конце XVII века, когда здесь был построен острог с воинскими людьми «Верхотурские присылки», а некоторые сведения сообщают о «дворце» (подворье) Верхотурского монастыря. В XIX веке в селе трижды в год проходила ярмарка, которая пользовалась огромным успехом. К концу века жители села работали на добыче асбеста, железной руды, белой глины. Да и земледелие в этом районе процветало, так что село никогда не бедствовало.
Кстати, второй объект нашего притяжения в Новопышминском – храм Николая Чудотворца (построенный в 1835-1842 гг.), находится на территории населенного пункта Поварня, который только в XX веке стал частью Новопышминского.
Смешное название «Поварня», по легенде, появилось от существовавшего здесь пивоваренного завода.
А храм – совершенно чудесная версия регионального классицизма первой половины XIX века. Анатолий Михайлович Раскин, крупнейший специалист по уральскому классицизму, после тщательного стилистического анализа сделал вывод от авторстве Поварнинского храма. Тадааам! Михаил Малахов, наш великий и ужасный главный архитектор, создавший (или содействующий созданию) классического облика всех уральских городов-заводов. Каким счастьем небольшой деревне достался такой проект, мы не знаем, а Поварню (Новопышинское) украшает небольшой и очень изящный храм, батюшка которого разрешил нам подняться на колокольню.
На этом закончилась архитектурная часть нашего путешествия, и программу продолжил экскурсовод-краевед Дмитрий Елизаров.
Благодаря ему мы побывали на территории, когда то принадлежавшей санаторию «Курьи». Санаторий и сейчас работает – просто ограждение сдвинулось, и та его часть, которая 30 лет назад была благоустроена, сейчас зарастает кустарниками.
Очередной подвесной мост радует ухоженностью, по нему мы перешли на другой берег Пышмы в сопровождении басовитых аккордов довольных лягушек.
Остатки Льва – питьевого фонтана, вполне комфортные дорожки, Ротонда – точка притяжения местных свадеб и романтически настроенных нетрезвых персонажей, скала Чертов стул, скала Три сестры — тут можно провести и пару часов.
Чертов стул, кстати, совершенно замечательная скала. Легенда рассказывает о черте (который приспешник Дьявола), который летел по своим делам с огромным мешком самоцветов. Притомился бедный, и присел на ту самую скалу. И так красиво было вокруг, что Черт замечтался и застрял тут надолго. А пока мечтал – мешок прохудился, и несметные богатства рассыпались по Уралу. Отсюда и пошла вся самоцветная история нашего региона.
А серьезно – геологи отмечают реку Пышма и район скал как геологическую границу Урала и Сибири. Отметки об этом нет, но мы с вами теперь это знаем!
Отдохнув в Курьях, экипажи стартуют на самый длинный перегон дня. Через Сухой Лог, Богданович, Троицкое и Полдневую мы едем на Уральский Марс.
Это тот случай, когда слова могут быть лишними. Уже сотни проведенных здесь фотосессий и съемок клипов доказывают привлекательность места. И участники светского трипа подтвердили: тут мы пробыли больше всего времени!
И все же для справки: наш Марс – это бывшие карьеры, где добывались огнеупорные глины с конца XIX века. В веке XX оказалось, что месторождение богатейшее – и глины отсюда уезжали на стройки по всему Союзу. Масштаб выработок поражает и сейчас, для пешего обхода карьеров не хватит и дня.
Фотосессией на уральском Марсе завершается наш очередной светский трип.
И как всегда – с нашей поездки для многих участников только начинается знакомство с богатствами Урала. Природа, архитектура, удивительные люди – всего гораздо больше, чем кажется!
Ваш АРХликбез – Надежда Бурлакова и Дмитрий Елизаров.
Фото на маршруте: Дмитрий Елизаров
Если Вы хотите получать новости и анонсы трипов, лекций, новых материалов на сайте — форма подписки ниже. Вы знаете, что делать!