Архитектура. Очень краткое введение
Во время очередного дрифта на просторах интернета, в поисках новинок по архитектурной критике, обнаружила крохотную книжку — Эндрю Бэллентайн, «Архитектура. Очень краткое введение». Отзыв на Озоне не впечатлил, имя автора было не знакомо, но удивила цена – 29 рублей. Благодаря цене томик оказался в одной корзине с парой монографий и осел на полке «почитать как-нибудь».
«Как-нибудь» настало во время трехчасовой поездки в междугородном автобусе.
Други мои, если вы еще только посматриваете в сторону архитектуры как интеллектуального хобби, или наоборот – уже настолько в теме, что хочется отдохнуть от серьезных исследований – всячески рекомендую это небольшое эссе на тему истории монументального строительства.
Действительно, очень кратко – но очень вкусно автор проведет читателя по истории мирового зодчества. Выбор памятников для иллюстраций очень субъективен, но тем более ценен. Очень личное повествование от первого лица, детские воспоминания о зданиях, которые не осознавались как памятники (да и не были ими), зрелые наблюдения профессионала о старой и новой архитектуре…
Упоминания конкретных имен и объектов заставляют сразу искать подробности, формулировать свои аналогии, обсуждать занятные цитаты… Я в диком восторге!
Издание ужасное, фотки ацтой, но в этом случае все компенсируется не столько ценой, сколько контекстом и началом-продолжением знакомства с удивительным, и часто не осознаваемым как ценность видом искусства – архитектурой.
Читать – однозначно!
Для иллюстрации – несколько цитат и фото (фото из свободного доступа в сети, в книжке картинки черно-белые и плохого качества).
Про английскую архитектуру XIX века:
Готический стиль развивался в христианских соборах в Европе, поэтому (архитекторы) рассматривали его как более национальный, чем другие альтернативы, которые бы имели что-то от форм классицизма, уходящего корнями в языческую Грецию и впервые привезенного в Британию римскими захватчиками.
Вестминстерский дворец, Лондон (1836-1868 гг.)
О «Доме над водопадом»:
Должно быть, надо было всецело довериться человеку, чтобы дать убедить себя в том, что такое здание будет жизнеспособным – нависающее с изумляющей дерзостью над водопадом и лесной чащей. Но даже успешный бизнесмен, который заказал здание в качестве места для отдыха и праздников, отказался от идей Райта покрыть поверхность нависающих балконов золотыми листами.
Дом над водопадом, Пенсильвания, арх. Фрэнк Ллойд Райт (1936-1939 гг.)
О готике:
… архитектор убедил камни подпрыгнуть в воздух и, что более замечательно, остаться там.
Собор Сент-Этьен, Бурж, Франция (начало строительства 1190 г.)
О доме Томаса Джефферсона:
Цитата от маркиза де Шастелю: «мистер Джефферсон – первый американец, который советовался с изобразительными искусствами, чтобы знать, как защитить себя от погоды».
Монтичелло, Виргиния. Дом третьего президента США Томаса Джефферсона, архитектор Томас Джефферсон. Строительство 1770-1779, перестройка 1797-1808.
О здании Сиднейской оперы:
Во всем мире австралийцы более известны как любители серфинга и барбекю, чем оперы, и тем не менее в Австралии прошел огромный международный конкурс проектов. Конкурс выиграл датский архитектор Уотсон, приславший несколько набросков. Он не знал, как построить здание, которое он предложил, что повлекло за собой большие изменения в проекте, прежде чем его осуществление стало возможным. Впоследствии Уотсона уволили, и на строительстве Оперы его место занял другой архитектор.
Оперный театр, Сидней. 1957-1973 гг.
О модерне:
.. в XX веке… архитекторы старались переделать изначальные принципы архитектуры и найти новый путь создания зданий, который соответствовал бы новым принципам жизни и строительства. Стилистически совершенно отличные друг от друга, здания были похожи в том, что они проектировались уникальными и, несомненно, стремились к оригинальности.
Собор искупления Саграда Фамилия, Барселона. Начало строительства 1882 г. Архитектор Антонио Гауди
Еще немного цитат:
— Здания, которые мы склонны называть великими, — те, которые изменяют ход событий и таким образом открывают следующую главу в истории, по этой причине они всегда выглядят опережающими свое время.
Сигрэм-Билдинг, Нью-Йорк. 1954-1958 гг., архитекторы Мис ванн дер Роэ и Филип Джонсон.
— Говоря об архитектуре, необходимо отметить одно ее важное свойство: она дает нам ключ к пониманию того, какими были главнее ценности правителей прошлого, а также того, почему мы, ныне живущие, имеем такую, а не иную культурную среду…
Великая пирамида Хеопса , Гиза, около Каира. 2723-2563 гг.
— Каждый жест человека что-то значит, но значение зависит от той культуры, в которой этот жест понимают. Архитектура – то же жест, но сделанный зданиями.
Чандигарх, Пенджаб, Индия. 1950-1965 гг. Архитектор Ле Корбюзье
В заключение:
Мы можем говорить о возникновении архитектуры тогда, когда здание и культура вступают в контакт друг с другом и соединяются, создавая что-то ценное. Нас может это волновать или оставлять невозмутимыми, мы можем чувствовать вызов здания или его шарм, но если мы не будем уделять внимание этим откликам и не совершенствовать их, то архитектура умрет в нас, и построенный мир станет бессодержательным, скучным…
Подготовка текста и подбор фото: Надежда Бурлакова, #архликбез