Знаменская церковь, Верхотурье

55

Главный престол освящен в 1781 г.

В Ямской слободе Верхотурья находятся еще не руины, но уже остатки некогда роскошной церкви, последнего храма, связанного с именем Максима Походяшина.

Первый этаж Знаменской церкви, главный престол которой был освящен в 1781 году, все еще сохранил декор, по которому сразу можно узнать барочные шедевры нынешнего Карпинска и Североуральска, где Походяшинские храмы восстановлены в почти оригинальном облике.

Храм Петра и Павла, Североуральск
Храм Петра и Павла, Североуральск
Введенская церковь, Карпинск
Введенская церковь, Карпинск

Самые первые храмы, построенные иждивением медного короля Походяшина в Верхотурье – Покровская и Предтеченская церкви. Покровская — в неплохой сохранности, но медленно разрушается. Предтеченская, которая и стала храмом – прототипом для Богословского и Петропавловского заводов, и для Знаменской церкви, находится в крайне заброшенном состоянии. Любопытные могут позволить себе путешествие от церкви Иоанна Предтечи в центре Верхотурья (она находится недалеко от Троицкого собора) к Знаменской церкви на другом берегу Калачика, сравнить эти два храма, а потом посмотреть, как они выглядели сотню лет назад…

 

Руины храма Иоанна Предтечи, Верхотурье
Руины храма Иоанна Предтечи, Верхотурье

 

Храм Иоанна Предтечи, Верхотурье (рисунок по дореволюционному фото)
Храм Иоанна Предтечи, Верхотурье (рисунок по дореволюционному фото)

Современные снимки восстановленных храмов на севере Свердловской области позволят представить, какими потрясающими храмами – кораблями были сейчас разрушенные церкви в Верхотурье.

Вообще и походяшинские храмы, и сама персона Максима Михайловича заслуживают серьезных исследований историков и искусствоведов, некоторые подробности – на моих лекциях и в других статьях.

Пока же – посмотрите на снимки, и вместе со мной можете удивиться, как почти 300 лет назад, строя «по образцам», тогдашние мастера создавали не просто православные церкви, а настоящие памятники, объединившие самые современные тогда навыки инженерии и трогательную любовь к декору, который даже в состоянии руин остается изысканным и очень особенным…

 

 

 

 Автор текста и фото — Надежда Бурлакова, #архликбез

Читайте также: