Реж, Алапаевск, Синячиха
Краеведы- энтузиасты, клубничные поляны и самоцветные карьеры.
В очередную летнюю субботу светский трип отправился покорять восточное направление: в этот раз наш путь пролегал через Реж, Арамашево и Алапаевск к Нижней Синячихе.
В общем, известный туристический маршрут в этот раз обернулся для участников трипа неожиданными, увлекательными и нестандартными объектами и ситуациями.
Не буду интриговать – участники ждут отчет, а те, кто только планирует поездку – хотят узнать, во что же они ввязываются в поездке с АРХликбезом.
Город, с которого мы начали путешествие – славный Реж, выбрать чек-поинты в котором было сложной задачей. Режевляне и режевлянки живут в уютном городе, музей которого находится в доме заводоуправителя и прямо связан с великим и ужасным Титом Зотовым; некоторые дети учатся в школе, которой мог бы порадоваться Гарри Поттер; а мой любимый храм Иоанна Предтечи одновременно напоминает памятники и византийского, и «мавританского» стилей. История города связана с добычей железа, золота, самоцветов – поэтому неудивительно обилие памятников архитектуры XIX века (как и сейчас, доход напрямую влияет на амбиции). Да, режевское кровельное железо считалось лучшим в России – об этом вам подробно расскажут в местно музее.
Итак, поехали!
Чек-поинт первый. Дом с куполом, в котором сейчас находятся паспортный стол, минералогический музей и заказник, и несколько других организаций.
Соседнее здание, когда-то бывшее частью единого комплекса с первым, приютило сбербанк. Когда-то это была большая усадьба, в которой жили главные боссы режевского завода, и называлась «Господский дом». За фасадами домов и флигелей прятался сад, который, несмотря на свою официальную закрытость, добрую сотню лет оставался любимым местом романтических встреч юных и не очень режевлян…
Сейчас от прежней роскоши мало что осталось. Здания господского дома ветшают, но пока еще можно представить, как по утрам отсюда выкатывался сам Тит Поликарпыч и густо басил на приказчиков и рабочих.
Именно Тит Зотов стал героем – прототипом старшего Привалова из «Приваловских миллионов» Д.Н. Мамина-Сибиряка. Город-завод запомнил Зотова не за лютый нрав, как можно было предположить, а за его, как сейчас бы сказали, инновации. Он внедрял новые технологии, перестроил завод в камне. Главной памятью о нем до середины XX века была Успенская единоверческая церковь, которую он построил за свой счет, когда уже стал золотым королем нашего региона.
Успенская церковь была освящена в 1839 г., уничтожена в 1960-х. На ее месте сейчас находится Монумент боевой и трудовой славы, а как она выглядела – мы можем увидеть на старых снимках.
От «Господского дома» мы переезжаем к удивительной школе, построенной еще в 1901 г., но до сих пор работающей как образовательное учреждение.
Открылась она как министерское двухклассное училище, цель и задача которого были обеспечивать Пермскую губернию грамотными служащими и учителями начальных классов. После 1917 г. здание передали школе, и единственный перерыв в учебной деятельности был в годы Отечественной войны, когда тут располагался госпиталь.
Школа радует и умиляет: огромное количество деталей, отсылки к готике, романике, византийским и русским образам создают сказочный образ. Фантазия неизвестного архитектора подарила городу здание, которое очень много лет называлось в народе «Пряничком».
Следующий чек-поинт в Реже – это храм Иоанна Предтечи на Орловой горе.
Об авторстве проекта спорят истории и искусствоведы, а нам, зрителям, можно радоваться образцу очень деликатного воплощения архитектурной моды того времени. Строительство храма было завершено в 1902 г. (на год позже строительства школы – «пряничка»), и при увлеченности смешением стилей школа – пример переизбыточности, а храм – изящный и строгий.
Возможно, храм построен по одному из типовых проектов Константина Тона, возможно – это проект Юлия Дютеля и Сергея Козлова, далеко не последних архитекторов того времени. Точные данные, увы, навряд ли найдутся, да и ладно.
Нам с лихвой хватило видов с колокольни на весь город и завод,
и от храма мы начинаем движение в сторону Арамашево.
Арамашевская слобода известна очень давно – созданная в 1632 г. как острог, защищающий проходящую немного севернее в XVII — начале XVIII веков государеву дорогу, она быстро разрасталась. Да и места тут такие, что расселявшимся по Уралу русским переселенцам не могли не приглянуться скальные выступы над рекой Реж.
Скалы и река и сейчас магнитом притягивают туристов и спелеологов. Кроме природных красот, история Арамашево тоже интересна. По одной из легенд, Церковный камень (на котором находится церковь), и Шайтан-камень (на противоположном берегу) объединяет подземный ход.
В скалах есть пещеры, все как положено – со своими страшными сказками и легендами. В конце 1950-х гг. один из скальных выходов был взорван и завален после безуспешных поисков нескольких студентов, пропавших во время изучения подземного мира.
В самом начале освоения этих территорий, 300 лет назад, рудознатцы тоже полюбили эти места. Именно тут до середины XX века добывался «шайтанский переливт» — редкий поделочный камень, который в учебниках называется узорчатым халцедоном (разновидность агата).
И это еще не все – на скалах в окрестностях Арамашево были обнаружены древнейшие наскальные рисунки, следы которых до сих пор видны на Шайтанской писанице.
Для участников трипа самыми интересными в Арамашево оказались храм и клубничные поляны.
Храм: освященный еще в 1800 г., с главным приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери, сейчас восстановлен. Угадать в нем образец уральского барокко очень сложно, об этом напоминают только некоторые детали и проект, по которому планировалось восстановление, но – не случилось.
Плохо это или хорошо – далеко за рамками нашего трипа. А по дороге к обзорной площадке я почти потеряла нашу группу. Учитывая высоту скал, я успела испугаться, но зря – группа обнаружила местную клубнику, о которой не знала только я. И следующие 20 минут экскурсоводы были не нужны.
Зарядившись солнцем и ягодами, мы едем к следующему пункту нашего плана. Это село Коптелово, датой основания которого считается 1663 г., когда крестьянин Иван Коптелов срубил здесь первую избу. В селе есть замечательный музей, туристов возит в бричке бодрая лошадка, мы же останавливаемся у руин Вознесенской церкви.
Церковь чуть младше Арамашевской – заложена в 1800 г., освящена в 1803-1823 гг. Сегодняшнее ее состояние только напоминает о богатстве древнего села и финансовых возможностях прихожан. В 1990-е гг. местные жители пытались законсервировать храм в надежде на его восстановление, но сейчас пластиковые окна в верхней части храмового четверика странно контрастируют с откровенной заброшкой трапезной и уже остовом колокольни. Стилистически храм – это уже архаичная для того времени форма барокко, конструктивно – так называемый «восьмерик на четверике». При масштабах здания (в высоту храм просто огромен!) и его тяжеловесности мне кажется, что уже в XIX веке Вознесенская церковь производила впечатление роскошного памятника старины.
Взгрустнув, мы едем в следующее село – Ялунинское, и мы еще не знаем, что нас там ожидает.
Веселье в Ялунинском началось уже при въезде в село. Несколько предыдущих раз мы приезжали сюда полностью самостоятельно, но сейчас все было иначе. За пару недель до поездки мне удалось найти хранителя храма – директора местного Дома культуры, которая любезно согласилась встретить нас в выходной день и открыть для участников трипа Николаевскую церковь (она закрыта, так как готовится к реставрации, и возможности попасть туда нет никакой).
Встреча оказалась удивительной!
«Ялунинские бабушки», как мы их ласково назвали (даже не совсем бабушки, вполне себе дамы в расцвете сил), встретили нас: в народных костюмах! С хлебом-солью! С песнями! И душевной экскурсией по селу с рассказом о его истории. Подробно о Хранителях села и храма можете прочитать тут.
Кратко: храм, строительство которого завершилось в 1913 г., благодаря своей «молодости» и отличному уходу местных жителей, находится в неплохом состоянии.
Это один из тех случаев, когда вопреки отсутствию ресурса энтузиасты за свой счет провели консервацию объекта и сейчас работают над восстановлением здания. Никольская церковь строилась с 1901 г. До этого в селе был деревянный храм того же посвящения, построенный в 1863 г. Соответственно, до 1863 Ялунинское было деревней, известной аж с 1658 г.
В храме сохранились очень экспрессивные и иногда наивные росписи, даже если вам не интересны «бабушки» — сюда стоит приехать, чтобы вдумчиво рассмотреть замечательные образы росписей столетней давности…
После Ялунинского команда светского трипа отправилась на пит-стоп в Алапаевск. Пиццерия Плюс гостеприимна и изобильна, выбор от окрошки до том-яма позволил выбрать перекус по вкусу каждому, и мы стартуем к следующим чек-поинтам.
История и архитектура Алапаевска (населенный пункт известен с 1639 г.), более чем годны для отдельного путешествия как минимум на день, но в рамках нашей поездки мы остановились только на двух объектах.
Троицкий храм, первое здание которого – одно из старейших каменных зданий региона, оспаривающий статус первой каменной церкви Верхотурского Троицкого собора. Заложен был в 1702 г., и тогдашняя небольшая церковь была освящена во имя праведного человека Божия Алексия. К 1776 г. храм был перестроен, у него появился придел по имя Архистратига Михаила. С 1793 до 1816 г. строился еще один придел – Живоначальной Троицы, который позже стал основным (поэтому сейчас церковь больше известна как Троицкая, а не Алексеевская).
Перестройки на этом не закончились: к 1833 г. была полностью перестроена колокольня, есть свидетельства, что участвовал в этом Михаил Малахов. Храм в сегодняшнем состоянии – чудная смесь упрощенного барокко и классицизма, и можно надеяться, что в пределах существующей церкви действительно сохранился остов первого каменного храма.
В 1918 г. Троицкий собор посещали князья Романовы и Елизавета Федоровна, находившиеся в Алапаевске под стражей. История Романовых на Урале далеко за рамками нашего трипа, поэтому мы переходим к более позитивному пункту нашего плана – Дом-музей Петра Ильича Чайковского.
Городу есть чем гордиться, но не стоит забывать, что юный Петя Чайковский прожил тут всего полтора года, и Алапаиху не особо любил. А вот его папа, Илья Петрович, будучи управляющим Алапаевского завода, запомнился всему округу как прогрессивный и даже заботливый босс.
О Чайковских в Алапаевске есть множество доступной литературы, Дом-музей с удовольствием принимает гостей, усадьба в классическом стиле очень уютна и ухожена, так что всячески рекомендую сгонять в Алапаевск!
И не забудьте про пиццерию! мои дети теперь просят свозить их сюда и Екатеринбурга за вкусной пиццей 🙂
Из Алапаевска мы едем в Нижнюю Синячиху. Знаю, что некоторые участники поехали в трип только ради данного нашей группе разрешения подняться на колокольню совершенно удивительного Спасо-Преображенского храма.
Сейчас в храме расположен музей, службы тут проходят только по большим праздникам, а на колокольню можно подняться только во время Ночи Музеев. Но организаторы трипа смогли договориться – и только для нас музей открыл свои двери в нерабочее время.
В ближайшее время я напишу отдельное эссе о храме Спасо-Преображения, история его строительства и необычный стиль уже вошли в историю мировой архитектуры. Очень многие при словах «сибирское барокко» представляют себе именно синячихинскую церковь.
Ее слава более чем заслужена, и благодарить за нее мы должны совершенно конкретного человека – Ивана Даниловича Самойлова.
Неприметный инженер-землеустроитель только своими силами и более чем скромными средствами за несколько десятков лет создал одну из жемчужин Урала краеведческого. Музей деревянного зодчества с десятками вручную разобранных по всему региону зданий и перевезенных в Нижнюю Синячиху. Музей народного искусства с образцами росписей домов XVIII – XIX веков. Храм – который Иван Данилович и его помощники воссоздали из руин.
Нижняя Синячиха и ее музеи – обязательное для посещения место для любого ценителя родной истории. Кстати, на блочный Спас тут ожидается множество интересного и вкусного – не пропустите!
Получив заряд эйфории, наша группа начинает движение в обратную сторону, к Екатеринбургу.
На заминку у нас остались два чек-поинта.
Село Клевакинское лежит вдали от наезженных трасс, тем приятнее было увидеть реакцию участников трипа. Даже флегматичный водитель автобуса вышел, чтобы сделать селфи. Не на фоне храма – хотя он тут тоже замечательный. А на фоне памятника Чапаеву.
На памятнике давно нет таблички, а местные жители и архивы не знают о прямой связи Клевакинского и революционного героя. Связь есть, но косвенная: когда-то несколько близлежащих деревень и сел были объединены в совхоз имени Чапаева.
Храм Фрола и Лавра был заложен в 1865 г., и освящен в 1873 г. В 1894 г. колокольня была перестроена, но как она выглядела до этого – мы не знаем. Сегодняшние руины впечатляют размерами купола и прекрасной сохранностью основного здания. Приделы у колокольни, трапезная и алтарь почти полностью разрушены. Но местные прихожане надеются на лучшее — на фасаде висит баннер, объявляющий о восстановительных работах.
Архитектора проекта, по которому построен храм, мы не знаем. С точки зрения стиля в его облике читаются и византийские, и романские, и даже готические черты.
Из Клевакинского по сельским дорогам мы стартуем к последней точке маршрута: Липовским карьерам.
Любимое место жителей всех окрестных населенных пунктов, карьеры встретили нас целым палаточным городком. Учитывая вечер субботы, палаточникам было весело и без нас. Красивые виды, чистейшая вода, глубина карьера, легкость доступа – получается рецепт идеального отдыха с мангалом. Наверняка некоторые из участников трипа так и сделают (мы с детьми раз в год точно сюда выезжаем).
Туристическая раскрученность не уменьшает краеведческого значения этих мест. В XIX и начале XX века именно тут находились и официальные, и кустарные копи. Аметисты, кварц, цитрин, аквамарины, топазы и другие полудрагоценные камни находились буквально на поверхности. Упорные современные кладоискатели находят самоцветы и сейчас.
В 1930 годах было обнаружено кое-что, более интересное: Липовский карьер оказался богат никелевыми рудами. Но история добычи самоцветов не закончилась: в 1980 г., после очередного планового взрыва на месторождении, была открыта богатейшая жила турмалинового месторождения. Но – турмалины оказались не интересны заводскому начальству, добычу запретили, жилу засыпали.
Так что не зря, не зря сейчас многие приезжают к карьерам с целью отыскать часть местных сокровищ. Иногда находят: те же турмалины, топазы, гранаты, хризоберилл и другие камни…
Официальная разработка никелевого месторождения прекращена в 1991 г. Сейчас Липовские карьеры – часть минералогического музея, офис которого находится в том самом здании с куполом, с которого мы начали сегодня наш трип.
И как всегда в завершении маршрута – спасибо всем участникам, для многих из них сегодня началось знакомство с богатствами Урала. Природа, архитектура, люди… Урал – гораздо больше, чем кажется!
Ваш АРХликбез – Надежда Бурлакова и Дмитрий Елизаров.
Фото на маршруте: Дмитрий Елизаров
Если Вы хотите получать новости и анонсы трипов, лекций, новых материалов на сайте — форма подписки ниже. Вы знаете, что делать!