На просторах России сохранилось множество храмов, похожих между собой как братья. Причин их сходства несколько. Во-первых, это строительство одними артелями, которые «гастролировали» по территориям от заказчика к заказчику, сохраняя свои навыки и представления о прекрасном. Во-вторых, в XIX веке строительство храмов велось по высочайше утвержденным проектам.
Храм, о котором я расскажу сегодня – один из образцов барокко, той его ветви, которую специалисты назовут «сибирским». Его образцы распространены от Пермского до Красноярского края, и рассказ о сибирском барокко я начну с западной части региона.
Кстати, у нас памятники такого типа появились не просто так – еще при Петре I, а позже при Екатерине II подобные храмы строились в столицах и их окружении, наши же, около-уральские заказчики принесли моду на такой тип здания домой. И уже местные мастера добавили ту изюминку, которая отличала местные храмы от столичных, «образцовых», и позволила появиться термину «сибирское барокко».
О пермском соборе Петра и Павла ходят легенды, что строили его приглашенные московские мастера. Документальных подтверждений этому нет, так что говорить об авторе проекта мы не можем.
Но точно известно, что Петропавловская церковь – первая каменная церковь в Перми, строилась она с 1757 по 1764 гг. В ней два придела (храма) – основной, посвященный апостолам Петру и Павлу (освящен в 1764 г.), и второй, Екатерининский (освящен в 1762 г.) – посвященный святой Екатерине, покровительнице императрицы.
Сама Екатерина II особым указом назначила первых штатных священников новой церкви, и курьером из столицы в тогда еще Ягошинское село были привезены облачения для них.
Екатерину в Перми любят: в 1781 г. именно она пожаловала населенному пункту статус города, и с тех пор «Повелено селу Ягошихинскому быть губернским городом Пермью», тогда же церковь Петра и Павла стала собором.
За свою длинную историю храм неоднократно поновлялся: в 1800 г. был возведен новый купол, в 1847 г. были обновлены росписи и ограда, в 1903 г. холодный храм был расширен.
После 1917 г. храму, можно сказать, повезло. Несмотря на то, что в 1929 г. его забрали у Епархии, и тут долгое время находились спецмастерские Наркомата Обороны, храм пострадал меньше других.
Кроме разобранной колокольни и переходов с южной стороны (от храма к ограде) – серьезных разрушений больше не было. Фасады были обшиты деревянными досками.
В 1948 г. собор был принят на государственный учет в качестве памятника архитектуры, но снят с учета в 60-е годы. С 1974 г. собор и его территория использовались Пермскими реставрационными мастерскими под производственную базу. В 1975 г. убрана обшивка фасадов и восстановлены главы, покрытие купола и апсиды. А в 1990 г. храм был передан епархиальному управлению. Сейчас храм действует, в нем идут ремонтные работы, колокольню не восстанавливают.
Посмотрите на фото, особенно на дореволюционные. Перед нами такой любимый в России и на Урале храм-корабль с расположенными по одной линии притвором, трапезной, основным храмом и алтарем. Монументальная барочная колокольня напоминает и пожарную вышку, и маяк. Судя по старым фоткам, церковь прекрасно было видно с Камы, так что ассоциация с маяком может быть не просто лирикой.