Историзм в архитектуре Урала
Семь памятников «ретроспективизма» на территории Свердловской области
Историзм, ретроспективизм, псевдо/ложно – русский/византийский, эклектика – это термины, которыми искусствоведы и историки пытаются обозначить стилевое многообразие построек периода 1830-1900-хх гг. на территории России.
Мы не будем спорить о терминах, но познакомимся или вспомним историю зодчества на территории России в XIX в.
Итак, к началу XIX в. во всем мире происходят глобальные изменения – революции, научные открытия, развитие философской мысли. Преобразуется и искусство, в том числе архитектура. Классицизм сменяется романтизмом, а романтизм приводит к тому, что и художники, и архитекторы обращаются к родным, национальным стилям. Классицизм был вне времени и географии, объединяя ренессансным и античным наследием страны и города от Америки до Екатеринбурга. Национальные стили «раздробили» общее поле классицизма на локальные «цивилизации».
И если в первой половине XIX века классицизм и «историзм» развивались одновременно, то вторая половина века, если говорить о памятниках храмового зодчества – уже однозначная победа образцов допетровской архитектуры.
Конечно, есть и «конкретные» причины возврата к «древнему» как тогда говорили, искусству.
После победы над Наполеоном в 1812 г. большая часть Москвы оказалась разрушена. Восстанавливать ее нужно было быстро и максимально близко к ее историческому облику (тут тоже были свои споры, но они за рамками нашей беседы). Естественно, что при таких глобальных задачах вопрос исторических форм привел к серьезному изучению всего архитектурного наследия. И оказалось, что России – Руси есть чем гордиться!
Кстати весь XIX век в России, да и в Европе – это время сначала сбора информации, а потом анализа и, в конце концов, выхода учебников и фундаментальных трудов по истории национальной архитектуры.
Кроме того, победа над Наполеоном — европейцем привела к тому, что России как самостоятельной, «русской культуре» нужно было дистанцироваться от Европы. Тогда и начался поиск национальной идентичности (который продолжается до сих пор).
Отдельно стоят и императорские амбиции: в стремлении показать единство со своей нацией, все российские императоры XIX века ищут опору в народности (формула «Православие, самодержавие, народность» пришла к нам как раз из 1835 г). А от народности к народу и к народному творчеству, коим считали всю допетровскую архитектуру — рукой подать!
В сфере искусства именно допетровская архитектура была тем самым образцом, на который можно было ориентироваться при доказательстве национальной «самости», ибо памятники всего каменного строительства Руси с XI до XVII веков действительно серьезно отличались от европейской архитектуры.
Начали с истоков: и тогдашние исследователи, и большинство современных находят истоки русской архитектуры в Византии. Отсюда популярность Константина Тона и его «византийских» проектов (скобочки – потому что на время работы Тона представление о византийском творчестве сильно отличалось от современного). Десятки копий тоновского московского храма Христа Спасителя были построены по всей Империи, и даже в небольшом городе Полевской в Свердловской области в 1845 г. было начато строительства подобного храма.
Ко второй половине XIX века всерьез перешли к копированию и созданию «по мотивам» более поздних памятников, уже XVI – XVII вв., и опять же по всей Империи сотнями строятся храмы уже в «русском» стиле – «московское барокко», узорочье, шатры и главы-луковки тиражируются во городам и весям.
На территории Свердловской области сохранились десятки храмов XIX века, в которых отразилась архитектурная мода столетия. Некоторые из них – на картинках ниже.
1. Храм Александра Невского, Нижний Тагил. 1862-1877 гг. Обращение к византийским истокам, обогащенное русскими шатрами.
2. Храм Александра Невского, Красноуфимск. 1903-1914 гг. Русское барокко, отсыл к образцам допетровского узорочья.
3. Крестовоздвиженский собор, Верхотурье. 1905 – 1913 гг. Снова византийские образцы.
4. Троицкая (Царская) церковь, Невьянск. 1850-1853 гг. «Тоновский» проект в «византийско-русском стиле». Первоначальный облик – на историческом фото.
5. Троицкая церковь, с. Троицкое Каменского района. Заложена в 1801 г., неоднократно перестраивалась на протяжении XIX в. Почти руины в современном состоянии, тем не менее Византия вполне угадывается. И наши допетровские шатры!
6. Храм Вознесения Господня, Полевской. Начало строительства 1845. Уничтожен в 1935. «Калька» с Тоновского храма Христа Спасителя в Москве. Византийский стиль в его тогдашнем понимании – во всей красе!
7. Спасо-Преображенский собор, Надеждинск (Серов). Начало строительства 1905 г. Уничтожен в 1931 г. Как и храм в Красноуфимске, иллюстрирует русский кирпичный стиль допетровского узорочья. Кстати, архитектор Александр Турчевич – тот же самый, что строил Крестовоздвиженский собор в Верхотурье.
Все фото по клику можно увеличить!
Если Вы хотите получать новости и анонсы трипов, лекций, новых материалов на сайте — форма подписки ниже.
Вы знаете, что делать!