Евгений Горенбург
Евгения Горенбурга многие знают как харизматичного лидера и директора крупнейших музыкальных фестивалей.
«Старый новый рок» и «Ночь музыки» стали событиями, ради которых в Екатеринбург приезжают гости из десятков других городов и даже стран. Евгений Львович – гостеприимный хозяин, и не против показать город своим друзьям и коллегам.
Нам тоже интересно, какие здания Екатеринбурга – повод для гордости Евгения Горенбурга. Сегодня – пять памятников от человека, который своей основной работой считает управление СК Динамо — Строитель (Екатеринбург) — хоккей на траве».
Ценность памятников, которые он перечислит – не столько историческая или искусствоведческая, а очень личная и понятная каждому, у кого есть свои воспоминания, связанные с разными местами города. «Это не эстетика, это — воспоминания, да и вся недолга», говорит Евгений Львович.
— Знакомым, которые приезжают в Екатеринбург, я показываю улицу Ленина. Это очень легко и приятно, на ней сосредоточено большинство моих любимых зданий. УПИ, Оперный театр, ратуша, дома, построенные в стиле «репрессионизма»… Недалеко до Метеогорки, с которой открываются виды на город. Заезжаем на «Приваловские миллионы» — Дом Пионеров и Вознесенскую горку. Храм на Крови… И люблю показывать свой дом – и это уже другая история.
1. Оперный театр. Я свердловчанин, здесь родился и вырос. И Оперный для меня – это такое волшебное место. Я впервые попал сюда в возрасте 3 или 5 лет, на какую-нибудь «Золушку» или «Щелкунчика». Тогда почувствовал, что сказка и есть — Оперный театр. И до сих пор у меня такое восторженно-сказочное отношение. К сожалению, теперь чаще хожу с черного входа, встречаться с администрацией. Тем не менее, когда я бываю в зале, вспоминаю боязнь высоты на галерке, огромная люстра совсем рядом, лепнину… Наш Оперный для меня – это Город в табакерке.
Здание построено в 1904–1912 гг., по проекту инженера В. Семенова, ориентиром для которого были Венский и Одесский театры. В 1981–1982 гг. была проведена реконструкция. Архитектурный стиль специалисты обозначают как «эклектика с элементами венского барокко».
2. УПИ. Для меня здания Уральского Политехнического – это символ величия и мощи. Это еще юношеские впечатления – что это огромный храм науки, причем точных наук. Когда я был студентом, там было очень мало гуманитарных и экономических дисциплин…
Именно отсюда выходят Кулибины, братья Ползуновы, Королевы, и пока есть УПИ – наша индустриальная мощь будет безгранична.
А еще ощущение, что это здание построено совершенно правильно, как собор св. Петра в Риме, с абсолютно правильной избыточностью. Причем ощутил я это на себе. Мы как то после легендарного КВН в 1977 г., между мединститутом (где я учился), и физтехом, приехали на выездной конкурс в УПИ. Ну как конкурс – обычная, жуткая, серьезная пьянка. Пришло известие, что вахту уже закрыли, а эвакуироваться надо, третий час ночи. Мы решили из окна на газон прыгать. И вот мои коллеги, среди них даже девушка была, встают на подоконник, шаг вперед – и исчезают в темноте. Я понимаю, что это легко и просто. Встаю на подоконник, прыгаю – и что-то я очень долго летел до земли. Лечу и лечу – и понимаю, что это какая-то избыточность вообще. Потом посмотрел – там же действительно пятиметровые потолки!!!
Главное здание УПИ строили очень долго, с 1929 по 1939 год. Начали строить в стиле конструктивизм – а к окончанию строительства стилевые приоритеты сменились. Сейчас главный корпус УПИ считается памятником неоклассики или сталинской архитектуры. Но если пофантазировать и убрать декор и портики, то геометрия конструктивизма очень хорошо читается.
3. Храм на Крови. Мне эта церковь кажется очень гармоничной, здесь я понимаю японцев с их идеей любования…. Ее открыли в конце мая – начале июня, я тогда только вернулся из Рима, где побывал впервые и впервые увидел собор св. Петра. И конечно, мне кажется, что на любого нормального человека эта конструкция должна производить неизгладимое впечатление. Ровно в такой ажиотации я приехал назад в Екатеринбург, и около 6 утра ехал по Толмачева.
И какого же было мое удивление, когда я увидел около храма Карлова Александра Владимировича, который тогда был министром строительства и собственно курировал строительство Храма на Крови. Он просто стоял и смотрел на только что завершенный храм. Я тоже вышел, оказалось – любуется. После Рима я, наверное, сравнивал новую церковь в Екатеринбурге и собор св. Петра. И знаете, я понимаю Карлова — наш храм действительно красив!
Храм на Крови – главная достопримечательность Екатеринбурга для тех, кто знает о городе только как о месте гибели царской семьи. Построен в 2000-2003 г. в русско-византийском стиле.
4. Ратуша – здание администрации Екатеринбурга. Ратуша мне нравится своей избыточностью в виньетках, статуях, шпиле, часах… Мое впечатление от ратуши немного поменялось года три назад, когда построили Пассаж. И из окна ресторана ЛеБург стали видны статуи и куранты. Я тогда словно уже знакомую, но почти забытую книгу перечитал. Многие детали стали более яркими, что ли.
История здания нашей администрации началась еще в конце XIX века, когда на этом месте был построен Гостиный двор. В 1930 г. он был капитально перестроен в стиле конструктивизма. Уже через 17 лет, в 1947 г., пришло время следующей перестройки, и к 1954 г., когда была пристроена башня с часами, здание получило свой современный облик. Теперь в Википедии здание администрации Екатеринбурга обозначают как пример неоклассицизма или сталинского ампира.
5. Мой дом. Конечно, мое самое любимое здание – это дом, в котором я живу с самого рождения. Здание на улице Шейкмана – дом треста «ВостокоСталь», абсолютно конструктивистский дом. В нем была собственная прачечная, собственная котельная – труба огромная стояла посреди двора, поднимаясь выше крыши.
Я очень люблю немного провоцировать людей. И когда мы заходили во двор нашего дома, я объяснял, что Свердловск – это город оружейников, и под каждым домом есть завод. И вообще весь город стоит на заводах. И трубы – это заводы. И люди просто сходили с ума.
Ну и дом на самом деле интересный – один у него блок девятиэтажный, два восьмиэтажных. Чердаки и крыши были нашими детскими штабами, мы загорали на этих крышах. Мне сейчас 58 лет, и ни на час, ни на минуту, ни на секунду не было желания переехать в другой район или другой дом. У меня совершенно правильный дом, со своим духом, со своей памятью.
Все фото по клику можно увеличить!
Современные фото специально для АРХликбез — Дмитрий Елизаров
Если Вы хотите получать новости и анонсы трипов, лекций, новых материалов на сайте — форма подписки ниже. Вы знаете, что делать!
Автор текста Надежда Бурлакова, «Забытые храмы Свердловской области». Архликбез, светский трип