Николаевская церковь, с. Кленовское
1842 г.
История небольшой церкви в с. Кленовское уникальна: по легендам, начали ее строить по повелению Александра I, который останавливался в селе по дороге в Екатеринбург, следуя по Сибирскому тракту, в 20-х гг. XIX в. А заканчивали, причем очень спешно (и не успели) – к визиту в 1837 г. еще одного Александра, будущего императора Александра II.
Документальных подтверждений этим фактам я не нашла, но сама связка с императорской фамилией свидетельствует о значительности населенного пункта.
История села началась еще в 1692 г., когда тут поселились 70 чусовских семей. Место было выбрано не случайно: верхотурский воевода поручил найти удобную локацию под крепость. Повоевать пришлось: в 1730-х село находилось в зоне башкирского восстания, в 1773 г. уже пугачевцы сожгли деревянную крепость.
С 1738 г., с началом строительства Сибирского тракта, Кленовское разрастается. Удобное расположение на самом тракте стимулировало развитие торговли, уже к концу века в селе есть свое земледелие, животноводство, и даже промышленные предприятия. Через Кленовское идет губернская почта, проходят ссыльные каторжники (была своя тюрьма, которая сгорела в 1853 г.).
По данным учёта 1862 года, в селе проживало 1645 жителей. Имелось волостное управление, почтовая станция, несколько постоялых дворов и кабаков, два железоделательных завода, один кожевенный, три мельницы, две гвоздарни, одна лесопильня, свечной и салотопный заводы.
Неудивительно, что пусть даже в легендах, но два императора (действующий и будущий) останавливались именно тут.
К началу строительства каменного храма в селе была деревянная церковь, но за малой вместимостью и ветхостью было решено строить новую, и довольно долго продолжали действовать обе.
Автор проекта Никольской церкви неизвестен, очередные местные легенды говорят об участии в строительстве пяти неизвестных итальянцев.
Но Анатолий Михайлович Раскин, эксперт по классицизму на Урале, атрибутирует храм в Кленовском как принадлежащий творчеству одного из самых известных уральских архитекторов – Ивана Подьячева. Подъячев был учеником Воронихина на строительстве Казанского обора в Санкт-Петербурге, и после обучения в Академии Художеств и работы в столицах спроектировал несколько церквей для родной Пермской губернии.
Сама архитектура храма представляет собой очень редкий вид: в основе церкви лежит круг, поэтому такой тип называется «ротондальный» (от «ротонда»). Тип для России редкий, появился благодаря классицизму и образцам европейских построек.
Наши архитекторы объединили классическую ротонду с русским типом храма – «кораблем», когда все части храма – притвор с колокольней, трапезная, основная часть храма и алтарь выстраиваются по одной оси с запада на восток.
На территории Урала подобные храмы можно пересчитать на пальцах одной руки, в Свердловской области храм-ротонда в Кленовском – единственный. Ближайшие сохранившиеся «аналоги» – церковь всех Святых на Игощинском кладбище в Перми (строилась в 1832-1838 гг. архитектором Свиязевым), и церковь Казанской иконы Божьей Матери в Нижнем Уфалее, Челябинская область (1849 г., архитектор школы Казакова).
Храм всех Святых, Пермь
Церковь Казанской иконы Божьей Матери, Нижний Уфалей
После 1917 г. судьба храма почти стандартна: в 1938 г. церковь была закрыта, в ней расположилась машинно-тракторная мастерская. В годы ВОВ здание и использовалось под казармы. Здесь формировалась 129 Стрелковая дивизия. После войны храм переделали в клуб. В 1973 г. храм отдали под склад рабкоопа. А в начале 80- х случился пожар, после которого здание оставалось бесхозным.
Сейчас Кленовское находится в стороне от Пермского тракта, храм потихоньку восстанавливается, но еще очень далек от своего оригинального облика. А на старых домах все еще можно увидеть старинные наличники, поражающие своей кружевной вязью…