Храм Александра Невского, Нижний Тагил
От Парижа до Тагила: история одного храма.
Строительство: 1862-1877 гг.
С 1861 г., с отменой крепостного права, по всей Российской империи строятся храмы Александра Невского – святого покровителя царя-Освободителя.
В Нижнем Тагиле идея строительства храма на народные пожертвования, в благодарность императору Александру II, возникла уже весной 1861 г. И летом была сформирована «инициативная группа», назначен ее руководитель – Дмитрий Петрович Шорин.
Дмитрий Петрович был педантичен, умен, настойчив до упертости, и смог довести строительство и украшение храма до завершения. Понадобилось ему 15 лет, так как деньги собирались трудно, и даже административная мера отчисления от годового дохода каждого «годного» рабочего тагильского завода в сумме 15 коп. в год принесла за время строительства в копилку храма всего 5,5 тыс. рублей.
Экономия была на всем, ужасно интересно читать отчет Шорина о строительстве и материалы «Исторической записки о строении в Нижнетагильском заводе Александро-Невской церкви» (Пермь, 1878 г).
Например, при расчете чугунных плит для пола храма Шорин решил не заказывать готовые изделия, а скупать лом и сдавать его на завод на переплавку, что дало экономию около 500 р. Творческие схемы, которые позволили Шорину оптимизировать бюджет, чуть не довели его до ареста (один из основных поставщиков возмутился задержкой платежей). К моменту освящения храма все долги были выплачены, а храм Александра Невского в Тагиле известен, что при смете в 43 000 руб. его строительство, благодаря Шорину, обошлось всего в 32 640 р.
При этом храм, по образцу которого строилась церковь в Нижнем Тагиле – стоил казне 1 млн. рублей! А образцом был один из самых известных европейских православных храмов – Парижский храм Александра Невского.
Церковь в Париже в 1859-1861 гг. строили два крупных архитектора того времени: автор проекта академик архитектуры Р.И. Кузьмин, за строительство отвечал другой академик — И.В. Штром. В парижском храме бывал А.Н. Демидов, который впечатлился его видом и скорее всего и принял решение о строительстве в Тагиле храма по парижскому образцу.
В 1861, когда началось работы по тагильскому храму, проект был заказан Томасу Фомичу Нельсон-Гирсту, на тот момент архитектору тагильских заводов и одновременно архитектору Пермского удельного ведомства.
Гирст подготовил проект, но волею господ Демидовых и главного по храмовых делам Д.П. Шорина уже в 1862 г. был уволен с должности заводского архитектора и «прораба» нового храма. С одной стороны, архивы сохранили отзывы о Томасе Фомиче как манкирующем своими обязанностями (он дважды в год приезжал на заводы, но не участвовал ни в проектировании, ни в строительстве, и «не сделал для … заводов никаких заслуг»). С другой, его увольнение позволило сэкономить 3500 р. его гонорара, его обязанности по строительству Александро-Невского храма взял на себя тот же Шорин, который гонорар себе не выписывал (помним про его навыки эконома, ага?).
Конечно, тагильский храм отличается от парижского, хотя бы упрощением декора как на фасадах, так и в интерьера. Но композиционно и стилистически они прямые родственники. Русско-византийская стилистика этих храмов была на пике моды того времени, и отвечала вкусам и идеологии царствования Александра II.
Кстати, на одной из фотографий виден центральный купол еще до установки шатра – и византийские образцы, которые использовали тогдашние академики архитектуры, читаются очень легко.
После 1917 г. история храма была непростой, как и у тысяч других храмов в России.
В годы гражданской войны в церкви укрывались бойцы Белой армии (красные – в башне на Лисьей горе). Во время одной из перестрелок церковь была пробита двумя снарядами, один из которых был обнаружен и нейтрализован только в 1988 г, когда храм был возвращен епархии.
Службы проводились до 1938 г. Закрыта была с целью размещения в здании кинотеатра — но не сложилось, — акустика не та.
В 1955 местные жители обратились к городским властям с просьбой вернуть храм, но в результате здание стало складом для дуста. В 1960-х гг. уже сильно поврежденный храм использовался как тренировочная база скалолазами и альпинистами.
Областные власти неоднократно предлагали Нижнетагильскому горисполкому снести церковь, и одно из таких предложений было подписано будущим первым президентом России.
Сейчас храм восстановлен, и продолжает быть одной из жемчужин и архитектуры, и истории города.