Собор Александра Невского, Екатеринбург. 1838 – 1852 гг.
Сегодня мало про архитектуру, и много — как я запуталась и распуталась
История Новотихвинского монастыря в общем и Александро-Невского собора в частности очень хорошо зафиксирована, благо относится она к веку 19 (не так давно), городу большому (один из крупнейших уездных городов Пермской губернии), людям высокопоставленным (разрешение на появление монастыря – высочайшее, архитекторы – еще и чиновники высокого ранга).
И, несмотря на множество информации, лично я оказалась в мыслительном коллапсе, когда готовила эту заметку. Годах этак в 80-х прошлого века в одном из академических материалов, посвященных архитектуре Александро-Невского собора, закралась досадная опечатка, и эта ошибка в дальнейшем транслировалась в десятках других публикаций.
Итак, по досадной оплошности авторами проекта стали называть архитекторов Шарлеманя, Д. Висконти 1, Д. Висконти 2. Но. . если внимательно рассмотреть архивные проекты, то подписи указывают на Шарлеманя 2, Д. Висконти и Висконти 2!
Давайте разберемся с чехардой из фамилий и цифр.
Первое.
Из династии Шарлеманей к нашему собору имел отношение Шарлемань 2, Людовик (Людвиг) Иосифович, который в 1820 г. становится архитектором Строительного комитета Министерства внутренних дел, в 1830 он – начальник чертежной этого Комитета. Именно здесь рассматривались и одобрялись проекты казенных и общественных сооружений в разных городах империи.
Второе уточнение также относится к «порядковым номерам» родственников с одной фамилией.
Из династии архитекторов и строителей Висконти – инициал Д. – Давид, принадлежит только одному представителю, Давиду Луиджи Плаидовичу (Ивановичу) Висконти. Он также трудился в Строительном комитете Министерства внутренних дел с 1812 г.
Третье.
Традиционно Висконти 2 (Вторым) называли родного брата Давида, имя которого – Пьетро. Он был не так талантлив, как старший брат, тем не менее, с 1818 г. также был членом строительного комитета МВД, а с 1833 до 1843 г. также архитектором Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий.
Архитекторы комитета часто сильно изменяли поступавшие к ним проекты, и именно это произошло с проектом 1832 года Александро-Невской церкви в Екатеринбурге, автором которого был Малахов Михаил Павлович, с 1816 до 1842 г. исполнявший обязанности архитектора Екатеринбургских и Уральских заводов.
«…Комиссия проектов и смет по рассмотрению проекта… сочла необходимым составить сей проект вновь, как сие показано на чертеже особо при сем прилагаемом, дабы дать храму сему вид более приличествующий своему назначению…»..
В результате в 1837 г. был утвержден проект, в котором замысловато переплелись первоначальный план Малахова и изменения в декоративной системе еще трех архитекторов.
И подлинное авторство установить уже почти невозможно. А Екатеринбург украшает собор, построенный в лучших традициях классицизма.
Кстати, ни один из перечисленных авторов не увидел собора уже достроенным, см. даты жизни:
Михаил Павлович Малахов, 1781 – 1842 гг.
Шарлемань 2, Людовик Иосифович. 1784 – 1845 гг.
Давид Плачидович (Иванович) Висконти, 1772-1838 гг.
Висконти 2, Пьетро Плачидович (Петр Иванович), 1781 – 1843 гг.