Сегодня мало про архитектуру, и много  — как я запуталась и распуталась

1

История Новотихвинского монастыря в общем и Александро-Невского собора в частности очень хорошо зафиксирована, благо относится она к веку 19 (не так давно), городу большому (один из крупнейших уездных городов Пермской губернии), людям высокопоставленным (разрешение на появление монастыря – высочайшее, архитекторы – еще и чиновники высокого ранга).

И, несмотря на множество информации, лично я оказалась в мыслительном коллапсе, когда готовила эту заметку.  Годах этак в 80-х прошлого века в одном из академических материалов, посвященных архитектуре Александро-Невского собора, закралась досадная опечатка, и эта ошибка в дальнейшем транслировалась в десятках других публикаций.

Итак, по досадной оплошности авторами проекта стали называть архитекторов Шарлеманя, Д. Висконти 1, Д. Висконти 2.  Но. . если внимательно рассмотреть архивные проекты, то подписи указывают на Шарлеманя 2, Д. Висконти и Висконти 2!

скан 1

Давайте разберемся с чехардой из фамилий и цифр.

Первое.

Из династии Шарлеманей к нашему собору имел отношение Шарлемань 2, Людовик  (Людвиг) Иосифович, который в 1820 г. становится архитектором Строительного комитета Министерства внутренних дел, в 1830 он – начальник чертежной этого Комитета. Именно здесь рассматривались и одобрялись проекты казенных и общественных сооружений в разных городах империи.

Второе уточнение также относится к «порядковым номерам» родственников с одной фамилией.

Из династии  архитекторов и строителей Висконти – инициал Д. – Давид,  принадлежит только одному представителю, Давиду Луиджи Плаидовичу (Ивановичу) Висконти. Он также трудился в Строительном комитете Министерства внутренних дел с 1812 г.

Третье.

Традиционно Висконти 2 (Вторым) называли родного брата Давида, имя которого – Пьетро. Он был не так талантлив, как старший брат, тем не менее, с 1818 г. также был членом строительного комитета МВД, а с 1833 до 1843 г. также архитектором Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий.

Архитекторы комитета часто сильно изменяли поступавшие к ним проекты, и именно это произошло с проектом 1832 года Александро-Невской церкви в Екатеринбурге, автором которого был Малахов Михаил Павлович, с 1816 до 1842 г. исполнявший обязанности архитектора Екатеринбургских и Уральских заводов.

«…Комиссия проектов и смет по рассмотрению проекта… сочла необходимым составить сей проект вновь, как сие показано на чертеже особо при сем прилагаемом, дабы дать храму сему вид более приличествующий своему назначению…»..

В результате в 1837 г. был утвержден проект, в котором замысловато переплелись первоначальный план Малахова и изменения в декоративной системе еще трех архитекторов.

скан 2

И подлинное авторство установить уже почти невозможно. А Екатеринбург украшает собор, построенный в лучших традициях классицизма.

2

Кстати, ни  один из перечисленных авторов не увидел собора уже достроенным, см. даты жизни:

Михаил Павлович Малахов, 1781 – 1842 гг.

Шарлемань 2, Людовик Иосифович. 1784 – 1845 гг.

Давид  Плачидович (Иванович) Висконти, 1772-1838 гг.

Висконти 2, Пьетро Плачидович (Петр Иванович), 1781 – 1843 гг.

1910Собор_Александра_Невского Прокудин

Эта запись опубликована Воскресенье, Январь 28, 2018 в 1:14 пп и принадлежит рубрике Храмы Урала. Вы можете следить за новостями, используя RSS 2.0 feed. Обсуждение закрыто, но вы можете оставить trackback.